МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет общего и профессионального образования
Ленинградской области
Муниципальное образование "Выборгский район"
Ленинградской области
МБОУ "Высоцкая ООШ"
РАССМОТРЕНО
Педагогическим
советом
УТВЕРЖДЕНО
Приказом ОУ
№3/1
от «30» августа 2023 г.
Протокол №1
от «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы православной
культуры»
для обучающихся 4 класса
г. Высоцк 2023
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Основы православной культуры Выпускник научится:
–
раскрывать содержание основных составляющих православной христианской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
–
ориентироваться в истории возникновения православной христианской
религиозной традиции, истории ее формирования в России;
–
на примере православной религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского
общества, в истории России;
–
излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
–
соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
христианской религиозной морали;
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по
выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
–
развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных
для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
–
устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
–
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
–акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях
общего образования.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных
задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных
УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний : самостоятельно предполагать, какая
информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах ( текст, таблица, схема, рисунок и др. )
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую : составлять простой
план учено – научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую : представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
коммуникативных УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и
обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с
уважением и быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести « диалог с автором»
( прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять( себя
); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи,
выполняя разные роли в группе.
2. Содержание учебного курса
Раздел I. Введение в православную духовную традицию. 16 ч
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое
культурные традиции и для чего они существуют.
2.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
3.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога
может влиять на поступки людей. Изучают основы духовной традиции православия.
4.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная
культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
5.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие —
добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий православной
культуры
6.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище
нельзя украсть.
7.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от
казни. Какова символика креста. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной
1.
(православной) культурой и поведением людей.
8.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
9.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ
Божий в человеке.
10.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить
ошибки.
11.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства.
Как зависть гасит радость.
12.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого
называют ближним. Как христианин долженотноситься к людям. Знакомятся с описанием
основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных
сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
13.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое
неосуждение.
14.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
15.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Учатся
описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
16.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов.
Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной
культуры в жизни людей, общества
Раздел II. Православие в России. 14ч.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Знакомятся с
развитием православной культуры в истории России.
19.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может
обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
20.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
21.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
22.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане
верят в бессмертие. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные
формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
23.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое
Причастие. Что такое церковное таинство.
24.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
25.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы.
Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
26.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
27.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
28.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
29.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России. Учатся толерантному отношению к представителям
разных мировоззрений и культурных традиций.
30.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Осуществляют
поиск необходимой информации для выполнениязаданий. Участвуют в диспутах: учатся
слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме.
32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение). 2ч.
17.
18.
3. Тематическое планирование
1
Тема урока
Россия – наша
Родина.
2
Культура и
религия
3
Человек и Бог в
православии
4
Православная
молитва
5
Библия и
Евангелие
6
7
8
9
Проповедь Христа
Христос и Его
крест
Пасха
Православное
учение о человеке
10- Совесть и
Предметные
Знать основные понятия:
Отечество, Родина, духовный
мир, культурные традиции.
Уметь:
Объяснить, что такое духовный
мир человека.
Рассказать о традициях своей
семьи. Рассказать, какие
ценности лежат в основе своей
семьи. Рассказать о празднике
День народного единства (4
ноября).
Знать: Что такое культура, и как
она создаётся. Что такое
религия. Что такое
православие.
Уметь: Выразить
слова
благодарности
в
разнообразных
формах.
Понимать
взаимосвязь
русской
культуры
и
православия. Рассказать о
традициях
русской
православной культуры XVII
века
Знать: Кто такой христианин.
Кто такие пророки и апостолы.
Что такое Библия и Евангелие.
Что такое Откровение
Божие. Уметь: Объяснить, что
такое Священное Писание, и из
каких частей оно состоит.
Знать: Что такое проповедь.
Как христиане относятся к
мести, и почему. Что такое
Пасха (Воскресение). Как
празднуют Пасху. Как звучит
пасхальное приветствие. Как
звучит пасхальный гимн. Что
такое христианский пост.
Уметь: Объяснить, чему учил
Христос. Объяснить, что
является духовными
сокровищами. Рассказать, какое
богатство христиане
считают истинным и вечным.
Рассказать о Рождестве
Христове. Объяснить, что такое
Боговоплощение
Знать: Что христиане считают
Универсальные УД
Учиться работать по
предложенному учителем
плану. Готовность слушать
собеседника и вести диалог.
Стремиться к осмыслению
приоритета духовных ценностей
над материальными; ценить и
принимать ценности.
Учиться
работать
по
предложенному учителем
плану. Овладение навыками
смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в
соответствии с целями и
задачами.
Учиться осознанно строить
речевое
высказывание в
соответствии с задачами
коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной
формах.
Стремиться к осмыслению
приоритета духовных ценностей
над материальными; ценить и
принимать ценности
Стремиться к осмыслению
11
12
13
14
15
16
раскаяние
Милосердие и
сострадание
Золотое правило
этики
добром, злом,
грехом, что такое совесть,
раскаяние, покаяние Что такое
«заповедь», «скрижали».
Храм
Икона
Творческие работы
учащихся
Знать: Для чего людям нужен храм,
что они там делают. Как устроен
православный храм. устроен
православный храм.
Рассказать, что такое иконостас, и
какие иконы в нём присутствуют
обязательно. Рассказать, может ли
православный христианин молиться
без иконы. Отличать на иконе
изображение Иисуса Христа и Божьей
Матери Объяснить значение
выражения
«Казанская Богоматерь».
Рассказать правила поведения в храме,
и для чего они нужны.
Знать: Что такое Евангелие,
Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус
Христос.
Узнать: что такое Церковь и крещение.
Как Русь стала христианской страной.
. Уметь: Отличать
православный храм от других,
узнавать изображение Иисуса Христа и
Пасхи на иконах.
Знать: В чём состоит
христианское учение о Святой Троице.
Что такое
христианские добродетели и в чём они
проявляются Кто
такой монах, и почему люди идут в
монахи. Что
представляет собой
монастырь. Какие монастыри и лавры
существуют на
территории России.
Уметь: Отличать на иконе
изображение Святой Троицы.
Объяснить связь слов «вера» и
«верность». Рассказать, какие
добродетели видит учащийся в самом
себе и своих одноклассниках
Знать: Какие качества делают человека
«выше» природы.
Какую ответственность несёт человек
за сохранение природы. В чём
проявляется милосердное отношение к
животным; заботится о нём.
Уметь: Вести диалог на тему
«Почему человек стал оказывать
губительное воздействие на
17
Подведение итогов.
Презентация проектов
18
19
20
21
Как христианство
пришло
на Русь
Подвиг
Заповеди блаженств
Зачем творить добро?
22
23
24
25
26
Чудо в жизни
христианина
Православие о
Божием
суде
Таинство Причастия
Монастырь
Отношение
христианина к
природе
Какие заповеди были даны людям
через пророка Моисея.
Уметь: Рассказать, как совесть
подсказывает
человеку правильный выбор в
поступках.
Рассказать, почему покаяние называют
«лекарством души».
приоритета духовных ценностей
над материальными; ценить и
принимать ценности
Учиться
работать по
предложенному учителем
плану. Овладение навыками
смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в
соответствии с целями и
задачами
Учиться осознанно строить речевое
высказывание
в
соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах.
Стремиться к осмыслению приоритета
духовных ценностей над
материальными; ценить и принимать
ценности.
Учиться
работать
по
предложенному учителем плану.
Овладение навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и
задачами.
Учиться осознанно строить речевое
высказывание в
соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах.
27
28
29
Христианская семья
Защита Отечества
Христианин в труде
30
31
32
33
34
Любовь и уважение к
Отечеству .
Подготовка
творческого проекта
«Прекрасные иконы»,
«Милосердные дела и
героические
поступки
христиан»(по выбору)
Обобщение
материала.
Проекты.
природу?».
Знать: Почему
заключение брака
в церкви называется
«венчание».
Имена и подвиг святых защитников
Родины. Когда война бывает
справедливой. Уметь: Объяснить,
какие поступки недопустимы даже
на войне.
Знать: Главные ценности для человека
– Родина, семья, жизнь, культура.
Уметь: . Рассказать, какие
дела может совершать человек на
благо других людей, на
благо своей Родины
Знать: Как готовится творческий
проект. Какие виды творческих
проектов существуют.
Уметь: Искать
нужную
информацию, сделать выводы из
проведённого исследования,
разработать творческий проект.
Владеть красивой, грамотной речью,
уметь отвечать на поставленные по
теме выступления вопросы,
аргументировать и отстаивать
свою точку зрения.
Осуществляют поиск необходимой
информации для выполнения
заданий.
Сотрудничать в совместном решении
задачи.
Умение учиться и способность к
организации своей деятельности
Оценивание результатов своей работы
на уроке и работы своих товарищей.
Осознавать ответственность за свои
поступки на основе
представлений о нравственности.
Стремление к пониманию
нравственных принципов
собственного развития