Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высоцкая основная общеобразовательная школа»
(МБОУ «Высоцкая ООШ»)
ПРИНЯТО
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
с учётом мнения
Приказом МБОУ
МБОУ «Высоцкая ООШ»
Совета родителей
«Высоцкая ООШ»
Протокол № 1
Протокол № 1
от «30»
от «30»
08
2024 г.
от «30»
08
2024 г.
08
2024 г.
№ 87
ПОЛОЖЕНИЕ
о едином орфографическом режиме
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Высоцкая основная общеобразовательная школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (изменениями и
дополнениями в действующей редакции), Уставом МБОУ «Высоцкая ООШ».
1.2. Положение о едином орфографическом режиме в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении "Высоцкая основная общеобразовательная школа" (далее
– ОУ) разработано с целью формирования общей культуры обучающихся и работников ОУ,
подготовки обучающихся к творческому труду в различных сферах научной и
практической деятельности.
1.3. Единый орфографический режим в ОУ – это единые требования к устной и
письменной речи обучающихся и педагогических работников.
1.4. Цели введения единого орфографического режима в ОУ:
- создание условий для воспитания у обучающихся бережного отношения к русскому языку
как национальному достоянию народов России;
- повышение качества школьного образования.
1.5. Задачи введения единого орфографического режима в ОУ:
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся и
педагогических работников;
- воспитание речевой культуры обучающихся общими усилиями педагогических работников
ОУ;
- эстетическое воспитание школьников, привитие эстетического вкуса;
- формирование морально-этических норм поведения обучающихся через овладение ими
культурой речи.
1.6. Настоящее Положение распространяется на всех обучающихся и педагогических
работников ОУ.
2. Общие требования по выполнению единого орфографического режима в
образовательном учреждении
2.1. Администрация ОУ должна направлять, координировать работу по внедрению
единого орфографического режима в школе, осуществлять плановый и внеплановый
контроль с целью соблюдения единого орфографического режима обучающимися и
педагогическими работниками.
2.2. Каждый педагогический работник несет ответственность за ведение любой
документации в соответствии с требованиями единого орфографического режима и в
соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского
литературного языка.
2.3. Каждый педагогический работник несёт ответственность за соответствие всех
размещенных на всеобщем обозрении материалов (объявления, стенды, газеты и т.д.)
орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного
языка.
2.4. Каждый учитель особое внимание должен уделять словарной работе с
обучающимися. Необходимо использовать таблицы, плакаты с трудными словами по
каждому разделу учебной программы.
2.5. Каждый учитель должен прививать обучающимся навыки работы с книгой,
включая справочную литературу, словари.
2.6. Учитель-предметник несет ответственность за правильное, грамотное оформление
классной доски к уроку и во время урока. Записи на доске необходимо делать четко,
аккуратно, разборчивым почерком, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
Домашнее задание в обязательном порядке записывается учителем на доске.
3. Требования к речи обучающихся
3.1. Обучающиеся должны уметь:
- давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького
текста; односложные ответы необходимо исключить;
2
- правильно строить сложноподчиненные
предложения (недопустимы устные ответы,
начинающиеся с придаточного предложения);
- развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения должен иметь четкую
структуру: тезис, аргумент(ы), вывод;
- говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
- отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели
высказывания;
- излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные
связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
- правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и
стилистической окраской слова;
- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной
интонации;
- оформлять
любые
письменные
высказывания с соблюдением орфографических и
пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
3.2. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
- правила произношения и постановка ударений;
- правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и
предложений в соответствии с требованиями грамматики;
- правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных
терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических
событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).
3.3. Речь обучающихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием
словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально
окрашенных средств речи. Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как
умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к
высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы
и так далее.
4. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований
к устной и письменной речи обучающихся
4.1 Речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате
целенаправленных действий всего педагогического коллектива. С этой целью каждому
учителю рекомендуется:
- тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех
формулировок;
- грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в
дневниках учащихся, в рабочих программах и т.п.);
- писать разборчивым почерком;
- не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения
норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках
определений.
- на всех уроках больше внимания уделять формированию умений учащихся анализировать,
сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые
доказательства, делать выводы и обобщения;
- на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие
обучающимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными
источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;
- любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на
определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия)
следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое
оформление, исправляя допущенные ошибки;
3
- шире использовать выразительное чтение вслух как один из важных приемов
формирования культуры устной речи обучающихся, как средство эмоционального и
логического осмысления текста;
- настойчиво учить школьников работе с книгой, пользоваться разнообразной справочной
литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной
теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать
составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.;
- систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по
ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении слова произносить
четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и
правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и
произношению словами, относящимися к данной дисциплине. Содержание таких таблиц
обновлять по мере необходимости;
- следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным
оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и
пунктуационные ошибки.
4.2. Учителям начальных классов:
- показывать обучающимся образцы устной и письменной речи (обязательное соблюдение
орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм, норм
лексической сочетаемости и так далее);
- использовать все виды пересказа для расширения и активизации словарного запаса
обучающихся, для практического усвоения нормированной устной и письменной речи;
- для совершенствования речи использовать такие методические приемы, как
самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний по различным предметам,
работа в постоянных и сменяемых парах и так далее.
4.3. Всем работникам школы:
- добиваться повышения культуры устной разговорной речи обучающихся, исправлять
неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением
жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на уроке, так и вне
урока;
- шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные
и кружковые занятия, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры
обучающихся;
- тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, слайд-презентаций, стенных
школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки обучающимся и их
родителям (законным представителям);
- при планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя
необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к
речи обучающихся в школе и дома.
5. О письменных работах учащихся начальной школы
5.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
- упражнения по русскому языку и математике;
- текущие, итоговые письменные контрольные работы по русскому языку (диктант,
списывание текста, изложение, сочинение) и математике.
5.2. Домашние задания вводятся со 2 класса.
5.3. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и
проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются
учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также
особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ
учитель может отводить весь урок или только часть его.
5.4. Контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы;
- в конце четверти, года.
4
5.5. Содержание работ для письменного контроля может быть организовано по
одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам.
5.6. В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения итоговых
контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным администрацией
школы с учетом общего количества контрольных работ и согласованным с учителями. В
один рабочий день следует проводить в классе только одну письменную контрольную
работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом
классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение триместра, года.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день после каникул, в первый
день после праздника, в понедельник.
5.7. Количество контрольных работ по предметам определяется в зависимости от
требований программы.
6. О письменных работах учащихся основной школы
6.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
- конспекты первоисточников, доклады, рефераты;
- упражнения;
- планы и конспекты лекций учителей;
- планы статей и других материалов из учебников;
- сочинения, изложения, диктанты;
- письменные ответы на вопросы;
- проекты;
- презентации;
- лабораторные работы;
- практические работы;
- аналитические и обобщающие таблицы, схемы, карты и т.п. (без копирования готовых схем
из таблиц и учебников);
- фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения природоведения,
биологии, географии;
- проверочные и самостоятельные работы.
6.2. Текущие контрольные, самостоятельные работы имеют целью проверку усвоения
изучаемого и проверяемого программного материала. Для проведения текущих контрольных
работ учитель может отводить весь урок или его часть.
6.3. Контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы;
- в конце четверти, года.
6.4. Количество контрольных работ по предметам определяется в зависимости от
требований программы.
6.5. В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения итоговых
контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным администрацией
школы с учетом общего количества контрольных работ и согласованным с учителями. В
один рабочий день следует давать в классе только одну письменную контрольную работу.
При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть
равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных
контрольных работ к концу четверти. Исключать проведение контрольных работ в первый
день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
6.6. На самостоятельные и проверочные работы по иностранному языку отводится
только часть урока (15-25 минут). Их содержание, количество и форму определяет учитель.
7. Критерии оценивания устных ответов
7.1. При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или
несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и
осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий,
явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило или не
5
смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления
причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из
вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно
отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более
уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда
иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся,
а также при выполнении эксперимента.
7.2. Оценка устного ответа
Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен
в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ
самостоятельный.
Оценка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен
в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три
несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный,
несвязный.
Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного
материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при
наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»: отсутствие ответа.
8. Количество и назначение ученических тетрадей учащихся начальных классов
8.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее
количество тетрадей:
8.1.1. по русскому языку в 1-4 классах – 2 тетради; ученики выполняют обучающие
работы в тетрадях (по усмотрению учителя дополнительно может использоваться тетрадь на
печатной основе);
8.1.2. по математике в 1-4 классах – 2 тетради (по усмотрению учителя дополнительно
может использоваться тетрадь на печатной основе);
8.1.3. по изобразительному искусству – 1 альбом;
8.1.4. по английскому языку – 1 тетрадь на печатной основе; тетрадь в линейку для
классных работ;
8.1.5. по окружающему миру во 2 – 4 классах ведется в рабочей тетради (на печатной
основе);
8.1.6. по музыке – 1 тетрадь (или по усмотрению учителя дополнительно может
использоваться тетрадь на печатной основе);
8.1.7. по музыке – 1 тетрадь (или по усмотрению учителя дополнительно может
использоваться тетрадь на печатной основе).
8.2. Для контрольных работ по русскому языку, математике используются
специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются
ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками.
8.3. Во 2-4 классах – 1 тетрадь по развитию речи для выполнения творческих работ,
написания сочинений, изложений, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и
выдаются ученикам для выполнения работ и работ над ошибками.
9. Количество и назначение ученических тетрадей учащихся 5- 9 классов
9.1. Для выполнения всех видов работ ученики должны иметь следующее количество
тетрадей:
- по математике в 5-6 классах – 2 тетради, в 7-9 классах – 3 тетради (2 по алгебре и 1 по
геометрии);
- по физике – 2 тетради (1 – для выполнения классных и домашних работ, решения задач, 1 –
для оформления лабораторных работ, которая хранится в кабинете в течение года);
- по технологии – 1 общая тетрадь большого формата на весь период обучения;
6
- по информатике – 2 тетради (1 – для выполнения классных и домашних работ, решения
задач, 1 – для оформления практических работ);
- по русскому языку в 5-9 классах – 4 тетради (2 – для классных и домашних работ, 1 – для
контрольных работ, 1 – по развитию речи);
- по литературе в 5-8 классах – 1 тетрадь; в 9- классе – 2 тетради (1 – рабочая и 1 – для
творческих работ);
- по географии – 1 тетрадь и контурные карты;
- по химии – 2 тетради (1 для выполнения домашних и классных работ, оформления
лабораторных опытов, решения задач, 1 – для выполнения практических работ, которая
хранится в кабинете в течение года);
- по биологии, природоведению, ОБЖ – в 5- 8 классах 1 тетрадь;
- по истории в 5-9 классах – 1 тетрадь и контурные карты;
- по обществознанию – 1 тетрадь;
- по иностранному языку – 2 тетради (1 рабочая и 1 на печатной основе);
- по изобразительному искусству – альбом или папка;
- по музыке – 1 тетрадь.
9.2. Для контрольных работ по математике, физике, информатике, химии, литературе,
русскому языку; для проверочных работ по иностранному языку выделяются специальные
тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для
выполнения в них контрольных работ и работ над ошибками.
9.3. Возможно наряду с рабочей тетрадью использование тетради на печатной основе
при наличии ее у всех учащихся.
10. Порядок ведения тетрадей
10.1. Все записи в тетрадях должны выполняться с соблюдением следующих
требований:
- писать аккуратным, разборчивым почерком, синей, фиолетовой пастой (чернилами);
- использовать цветные карандаши и пасту только при выполнении рисунков, составлении
схем, диаграмм и карт;
- выполнять условные обозначения аккуратно ручкой, чертежи и подчеркивания карандашом, в случае необходимости – с применением линейки или циркуля.
10.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетрадей: указывать
предназначение тетради, класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика.
Тетради рекомендуется подписывать по следующему образцу:
Тетрадь
для работ
по русскому языку
ученика 2 класса
МБОУ “Высоцкая ООШ”
Ф.И. учащегося
(в родительном падеже)
Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем, во 2 – 4 классах –
учащимися.
10.3. Соблюдать поля с внешней стороны (полных 4 клетки или 2 сантиметра).
10.4. В 1 классе в период обучения грамоте по мере изучения букв дату работ по
письму и математике проставляет учитель. Далее в 1 классе, а также во 2-м учащиеся
самостоятельно записывают число арабской цифрой, название месяца прописью.
В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в именительном
падеже с 3 класса.
По иностранным языкам - число записывается цифрой, месяц – словом на изучаемом
языке.
В тетрадях по остальным предметам дату выполнения работы можно записывать
арабскими цифрами на полях с указанием года только на первой странице тетради.
10.5. Указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
7
В контрольных тетрадях по русскому языку, тетрадях по развитию речи записывается
вид работы и строкой ниже – ее название.
В тетрадях для контрольных работ по математике ниже слов «контрольная работа»
указывается вариант работы.
10.6. Текст каждого вида работы начинать с красной строки.
10.7. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, между
заголовком и текстом, образцами по чистописанию в тетрадях по русскому языку строку не
пропускать. В тетрадях по математике между датой и словами классная (домашняя) работа
пропускать 1 клеточку, во всех остальных случаях - 2 клеточки.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или
заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку
пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы
от другой и для выставления оценки за работу).
10.8. Выполнять аккуратно карандашом подчеркивания, чертежи, в случае
необходимости – с применением линейки или циркуля; считать допустимым при записи
краткого условия и решения задачи сокращение опорных слов, наименований, пояснений,
опорные слова в условии задачи писать полностью с большой буквы.
10.9. Работу над ошибками рекомендуется выполнять в домашней работе перед
выполнением задания.
10.10. Исправлять ошибки ручкой следующим образом:
- неверно написанную букву, цифру или знак зачеркивать косой линией;
- часть слова, слово, предложение, число, числовое выражение – тонкой горизонтальной
линией;
- вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, цифры, числа;
- не заключать неверные написания в скобки.
10.11. Оформление текстовых задач.
Краткая запись задачи выполняется по усмотрению учителя в любой удобной для
этого форме: таблица, схема, словесная краткая запись.
Запись слов, числовых значений производится синей пастой, стрелки и чертежи
чертятся простым карандашом.
Краткую запись не следует делать громоздкой, она должна быть удобной, отображать
все числовые данные задачи и взаимоотношения между величинами и, что очень важно, не
содержать решения.
При записи решения задачи по действиям после каждого действия ставится
наименование в круглых (математических) скобках с использованием правил сокращения
слов. Если решение задачи записано выражением, то наименование также должно быть
указано после значения выражения.
Запись ответа к задаче допускается как в краткой, так и в распространённой форме.
При записи ответа сопутствующее слово может быть сокращено только при использовании
традиционного сокращения (кг, см и т. п.)
10.12. В 1-4 классах рекомендуется проводить работу по каллиграфии.
11. Порядок проверки письменных работ учителем
11.1. I ступень обучения
11.1.1. Тетради учащихся по русскому языку и математике, в которых выполняются
обучающие классные и домашние работы, проверяются после каждого урока у всех
учеников.
11.1.2. Контрольные диктанты, изложения, сочинения, контрольные работы по
математике проверяются у всех учеников и возвращаются учащимся к следующему уроку.
11.1.3. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки,
руководствуясь следующим:
- зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический или пунктуационный знак
косой линией и надписывает вверху нужную букву, знак, верный результат математических
действий;
8
- при пунктуационных ошибках пишется необходимый в этом случае знак препинания;
- неверно написанные часть слова, слово, предложение зачеркиваются тонкой
горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывают нужные буквы, слова,
предложения; нельзя заключать неверные написания в скобки;
- в тетрадях по русскому языку, развитию речи на полях учитель обозначает ошибку
определенным условным знаком (I – орфографическая ошибка, V –пунктуационная).
11.1.4. Исправление ошибок производится учителем красной пастой.
12.1.5. Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель в 5- 9 классах
подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, указывая количество
орфографических и пунктуационных ошибок. После подсчета ошибок в установленном
порядке выставляется оценка работы.
11.1.6. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением
оценок в классный журнал.
Самостоятельные письменные работы обучающего характера оцениваются. Отметки в
журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
11.1.7. Письменные работы по русскому языку и математике оцениваются, начиная
со второго класса.
При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в
обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и
профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка
результатов обучения в начальной школе (нормы оценок)» и Министерства образования РФ
от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы».
11.1.8. После проверки письменных работ учитель может дать задание по
исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение
аналогичных ошибок. Работа над ошибками должна осуществляться в тетрадях, где
выполнялись соответствующие письменные работы.
11.2. II ступень обучения
11.2.1.Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние
работы, проверяются:
по русскому языку и математике:
- в 5 классе и в первом триместра 6 класса – после каждого урока у всех учеников;
- во втором триместре 6 класса и в 7-9 классах после каждого урока тетради проверяются
только у слабых учащихся, а у остальных - наиболее значимые по своей важности работы, но
с таким расчетом, чтобы не реже одного раза в неделю проверялись тетради всех учащихся
(по геометрии в 7-9 классах – 1 раз в две недели);
по физике:
- в 7-9 классах – 1 раз в месяц;
по иностранным языкам:
- в 5-6 классах – после каждого урока;
- в 7-9 классах – 1 раз в две недели;
- в 7-9 классах – у слабых учащихся после каждого урока;
по литературе:
- в 5-8 классах – не реже двух раз в месяц;
- в 9 классе – не реже одного раза в месяц;
по географии, биологии, химии, истории, информатике, труду - не реже двух раз в
триместр;
по обществознанию, музыке, ОБЗР - не реже одного раза в триместр.
Контурные карты по истории, географии проверяются не реже одного раза в
триместр.
11.2.2. Все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся в
следующие сроки:
9
- контрольные диктанты по русскому языку и контрольные работы по математике в 5-9
классах – к следующему уроку;
- контрольные, практические и лабораторные работы по физике, информатике, биологии,
химии, иностранному языку проверяются к следующему уроку, а при большом количестве
работ – через один – два урока;
- сочинения по литературе в 5-9 классах проверяются в течение 10 дней.
12. Требования к проверке письменных работ
12.1. При проверке тетрадей учитель подчеркивает и отмечает на полях ошибку по
предмету, которую исправляет сам ученик в процессе работы над ошибками. В тетрадях по
всем предметам, кроме русского языка и литературы, учитель зачеркивает и исправляет
грамматические и орфографические ошибки, не снижая за это оценку.
12.2. Учитель подчеркивает и исправляет ошибки только красной пастой.
12.3. При проверке диктантов, изложений и сочинений (как контрольных, так и
обучающих), отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) орфографические (I),
пунктуационные (V), грамматические ошибки (Г). Речевые (Р), логические (Л), фактические
(Ф) ошибки подчеркиваются волнистой линией. На полях тетради учитель обозначает
ошибки соответствующим знаком.
12.4. Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и
записывает количество ошибок по видам. В диктантах указывается количество
орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 2-1-2 «4».
В изложении и сочинении указывается количество фактических, логических, речевых
ошибок: 2-2-1 «4» (первая цифра указывает количество фактических, вторая - логических,
третья - речевых ошибок);
ниже – количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: 22-1 «4» (первая цифра указывает количество орфографических, вторая – пунктуационных,
третья – грамматических ошибок).
После подсчета количества ошибок в установленном порядке выставляется оценка за
работу.
12.5. Контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметок в
классный журнал.
12.6. Разрешается не выставлять неудовлетворительную отметку за контрольную
работу, если учащийся до этого отсутствовал по болезни во 2-8 классах не менее 6 уроков, в
9 классе – не менее 4-х.
12.7. Все проверяемые работы (лабораторные, практические, самостоятельные,
проверочные) оцениваются, отметки могут быть выставлены в журнал.
12.8. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению
ошибок и выполнению упражнений, предупреждающих повторение подобных ошибок.
12.9. После проверки контрольных работ выполняется работа над ошибками в
тетрадях для контрольных работ.
13. Требования к рефератам обучающихся
13.1. Реферат – это творческая работа, самостоятельное исследование обучающегося
по конкретной теме, по определенной проблеме на основе глубокого изучения научной,
научно-популярной литературы, других видов источников.
13.2. Реферат должен иметь следующую структуру:
- титульный лист;
- оглавление с указанием названия и начальных страниц глав (разделов);
- введение;
- основную часть (разделы, части);
- заключение;
- список используемых источников и литературы;
- приложения (документы, иллюстрации, таблицы, схемы и др.).
13.3. Введение должно содержать обоснование выбора темы, её актуальность,
значимость в настоящем и будущем, подходы к решению проблемы, наличие
10
противоречивых точек зрения на проблему, личные мотивы и обстоятельства интереса к
теме, цели и задачи работы.
13.4. Основная часть – это изложение материала в соответствии с планом по главам,
(разделам), каждая из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной
проблемы. Каждая глава (раздел) должна быть озаглавлена. Основная часть должна
содержать критический обзор источников; собственные версии, оценки автора реферата. В
тексте должны быть ссылки на используемую литературу.
13.5. Заключение – это выводы по результатам исследования. Заключение должно
быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Должно содержать
собственную позицию автора работы и значимость работы для автора, практическую
значимость реферата. Заключение не должно по объему превышать введения.
13.6. Объем реферата, как правило, не должен превышать 20 страниц компьютерного
набора. Приложения в расчет страниц не входят.
13.7. Текст реферата должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word
шрифтом Times New Roman, 14 размера, через одинарный междустрочный интервал.
Напечатан на бумаге стандартной формы: лист А4. Поля страницы: левое – 3 см, правое – 1,5
см, верхнее и нижнее – 2 cм. Абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см).
13.8. Нумерация страниц должна быть сквозной, включая список используемой
литературы и все приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом нижнем
углу или сверху в центре листа без точки. Первой страницей является титульный лист, но на
нем номер страницы не ставится.
13.9.Титульный лист должен содержать следующие сведения: полное название
учреждения; название учебного предмета; тема реферата; фамилия, имя, отчество, класс
автора реферата; фамилия, имя, отчество (инициалы) научного руководителя или учителя,
который проверил реферат; место и год написания реферата.
13.10. Заголовки глав (разделов) основной части реферата пишутся с большой буквы,
располагаются в середине строки, не подчеркиваются. Допускается выделение жирным
шрифтом. Точки в конце не ставятся. Если заголовок включает несколько предложений, они
разделяются точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
13.11. Каждая структурная часть реферата (введение, основная часть, заключение и
т.д.) должна начинаться с новой страницы. Каждое приложение помещается на новой
странице.
13.12. Расстояние между названием главы (раздела) и последующим текстом должно
быть равно двум междустрочным интервалам.
13.13. В тексте реферата инициалы авторов указываются перед фамилиями.
13.14. Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах
всего текста. При оформлении таблиц слово таблица пишется слева, указывается порядковый
номер таблицы без значка № перед цифрой, точка не ставится. Если в тексте одна таблица, то
номер не ставится и слово таблица не пишется. Таблицы снабжают тематическими
заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без
точки на конце.
13.15. Все иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки
и т.д.) должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной.
Если иллюстрация единственная, то она не нумеруется. Иллюстрация должна иметь
название, которое помещается под иллюстрацией. При оформлении рисунков и схем слова
«рисунок и схема» пишутся под ними и выделяются курсивом.
13.16. Цитаты обязательно заключаются в кавычки и приводятся в грамматической
форме источника с сохранением особенностей авторского написания, включая авторские
знаки. При цитировании текста с опусканием одного или нескольких слов или предложений
вместо изъятых (упущенных) слов, предложений ставится многоточие.
13.17. Цитаты, факты, иллюстрации, приведенные в тексте, должны сопровождаться
сносками (ссылками) на источник. Ссылка может быть в нижней части страницы под
основным текстом под соответствующим порядковым номером (выходные данные
11
источника, номер тома, части и т.п., страницы) или в тексте работы после приведенной
цитаты в скобках. Если делается ссылка на произведение из библиографического списка, в
квадратных скобках указывается номер ссылки, соответствующий номеру произведения из
библиографического списка, и страница(ы).
13.18. Список использованных источников и литературы составляется в алфавитном
порядке по фамилиям авторов или по заглавиям книг. При оформлении списка
рекомендуется придерживаться следующего порядка: источники (нормативно-правовые
акты, например: законы, указы, манифесты, другие правительственные акты, постановления,
приказы, международные договоры, меморандумы; архивные материалы), литература
(монографии, книги, брошюры, периодические издания), интернет-сайты. Сначала
источники и литература на русском языке, затем – на иностранных языках. Описание книги
начинается с фамилии автора, если книга имеет не более трех авторов. При наличии
нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий.
13.19. Каждое
приложение к реферату начинается с нового листа, нумеруется.
Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий
объем реферата не включаются.
13.20. Листы реферата должны быть
скреплены. Допускается брошюровка,
скрепление скоросшивателем, использование папок с файлами.
14. Журнал внеурочной деятельности, факультативных,
элективных и кружковых занятий
14.1. В данных журналах фиксируется проведение внеурочной деятельности,
факультативных и элективных курсов, занятий по выбору, индивидуальных и групповых
занятий.
14.2. Списки учащихся заполняются по группам в алфавитном порядке,
отсутствующие отмечаются буквой «н».
15. Журнал группы продленного дня
15.1. Журнал группы продленного дня ведется во всех школах, имеющих группы
продленного дня.
15.2. Журнал группы продленного дня рассчитан на учебный год. Ведение
соответствующих записей в данном журнале обязательно для каждого воспитателя.
15.3. Списки учащихся на каждой странице заполняются воспитателем, около
фамилии воспитанника записывается полное имя.
15.4. Списочный состав учащихся на начало учебного года заверяется подписью
директора и печатью.
15.5. Воспитатель обязан ежедневно отмечать отсутствующих и опоздавших
воспитанников.
15.6. В сведениях об обучающихся число, месяц, год рождения ребенка следует
писать арабскими цифрами, фамилию, имя – полностью.
15.7. В сведениях о родителях обучающихся фиксируются данные обоих родителей:
Ф.И.О., место работы, должность, рабочий и домашний телефоны.
15.8. В графах «Работа воспитателя», «Работа руководителя кружка» делается запись
о кратком содержании работы с учащимися.
15.9. Страницу «Показатели здоровья обучающихся» заполняет медицинский
работник школы.
15.10. Страница «Режим в группе продленного дня» заполняется на год.
15.11. Записи о прибытии и выбытии учащихся на страницах журнала производятся
воспитателем с разрешения администрации. Если учащийся прервал посещение группы
продленного дня и его выбытие оформлено приказом директора школы, то в графе «Дата
выбытия» следует вписать число и месяц отчисления из группы. Если учащийся начал
посещать группу в течение года, фамилия его заносится в журнал в конце списка.
15.12. Директор школы и (или) заместитель директора систематически проверяют
правильность ведения журнала группы продленного дня.
12
16 . Порядок ведения личных дел учащихся
16.1. Личное дело учащегося ведется в каждой школе и на каждого учащегося с
момента поступления в школу и до ее окончания (выбытия).
16.2. Личные дела учащихся хранятся в канцелярии директора в строго отведённом
месте. Личные дела одного класса находятся вместе в одной папке и должны быть
разложены в алфавитном порядке. В папке личных дел класса находится список учащихся с
указанием фамилии, имени и Ф.И.О. классного руководителя. Список меняется ежегодно.
16.3. Титульный лист личного дела заполняется в соответствии с требованиями:
указывается наименование и местоположение ОУ в соответствии с Уставом, Ф.И.О. ребенка
записываются в родительном падеже, ставится дата принятия учащегося, подпись директора
школы и печать ОУ.
16.4. В личное дело учащегося заносятся:
- общие сведения об учащемся (заполняются все разделы без пропусков);
- итоговые оценки успеваемости по классам, заверенные подписью классного руководителя;
- записи о наградах (похвальный лист, похвальная грамота, золотая медаль).
16.5. Личное дело ученика формируется из следующих документов:
- заявления родителей с указанием, что родители ознакомлены с Уставом школы и визой
директора ОУ «в приказ»;
- медицинской справки о состоянии здоровья;
- копии свидетельства о рождении, заверенной директором и печатью;
- справки с места жительства;
- согласия одного из родителей на обработку персональных данных ученика.
16.6. В личное дело учащегося при выбытии его из школы вкладывается форма №26
(сведения о состоянии здоровья), заполняемая по результатам ежегодных медицинских
осмотров.
16.7. Личные дела учащихся 1-9-х классов заполняются классными руководителями.
Общие сведения об учащихся корректируются классным руководителем по мере изменения
данных.
16.8. Личное дело имеет номер, соответствующий номеру в алфавитной книге записи
учащихся (например, № К-5 – означает, что учащийся записан в алфавитной книге на букву
«К» под № 5).
16.9. При переходе учащегося из одного образовательного учреждения в другое
личное дело выдается на основании письменного заявления родителям или лицам, их
заменяющим, с отметкой об этом в алфавитной книге. Вместе с личным делом школа выдает
академическую справку о текущей успеваемости ученика; по окончании школы личное дело
учащегося хранится в архиве школы 3 года.
16.10. Контроль за состоянием личных дел осуществляется секретарем учебной части,
заместителем директора по учебной работе и директором образовательного учреждения.
16.11. Проверка личных дел учащихся осуществляется не менее двух раз в год.
13